XYI Международная школа-семинар по численным методам механики вязкой жидкости

 

 

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ В ТОПКАХ КОТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ

С ЦИРКУЛИРУЮЩИМ КИПЯЩИМ СЛОЕМ

А.Д.Рычков, В.В.Саломатов *

Институт вычислительных технологий СО РАН

630090 Новосибирск, пр. Ак. Лаврентьева, 6, Россия, e-mail: rych@net.ict.nsc.ru

Новосибирский государственный технический университет

630020 Новосибирск, пр.Карла Маркса, 20, Россия

Топки с циркулирующим кипящим слоем (ЦКС) имеют ряд серьезных преимуществ перед традиционными топками с факельным сжиганием твердого топлива:

В настоящее время достигнуты значительные успехи в практической реализации таких топок, однако пока еще отсутствует достаточно полное понимание физико-химических про-цессов, протекающих в них, без знания которых дальнейший прогресс в совершенствовании циркуляционного способа сжигания топлив невозможен. Значительная роль здесь принад-лежит численному моделированию, как важному иструменту для получения новых знаний о процессах, протекающих в топках с ЦКС.

Рис. 1

Схема топки с ЦКС показана на рис.1. В топочную камеру (A) поступает как свежее топливо (1), так и возвратное (2), поступающее из циклона (B), улавливающего крупные несгоревшие частицы топлива и золы. Подача первичного (3) и вторичного (4) воздуха обеспечивают протекание процесса горения и образование в нижней части топки высокоскоростного кипящего слоя, значительно интенсифицирующего процесс сжигания топлива. Дымовые газы и мелкодисперсная зола выводятся из циклона в дымовую трубу (5). Благодаря такой мно-гократной циркуляции топлива в системе с ЦКС и обеспечиваются указанные выше преимущества циркуляционного способа его сжигания.

Особенностью ЦКС является тот факт, что твердая фаза (топлво, зола) является всегда полидисперсной, фракционный состав которой заранее неизвестен и определяется составом как свежего топлива, так и возвратного. Поэтому в основу математической модели для расчета топки с ЦКС было положено кинетическое уравнение для функции плотности вероятности распределения частиц по размерам [1]:

  где - скорость изменения размеров частиц, обусловленная либо скоростью горения (для частиц топлива), либо скоростью истирания (для частиц золы), - скорость движения частицы, - радиус частицы.

Основные допущения, принятые в используемой математической модели:

1.Течение является двухфазным, одномерным, нестационарным, т.е. используется модель идеального смешения. Для описания движения фаз используется континуальная модель взаимопроникающих сред.

2.Горение угольных частиц определяется только реакцией окисления , в выражении для скорости которой учитывается как кинетический, так и диффузионный режимы ее протекания.

3.Несущий газ состоит из трех компонент . Учитывается его силовое и тепловое взаимодействие с твердой фазой.

4.Для описания горения частицы топлива используется модель сжимающейся частицы и модель внешней золы для свежего топлива [1]. Скорость истирания частиц золы и коэффициент эффективности улавливания циклона определяются из экспериментальных данных.

Используемая одномерная модель, безусловно не учитывает ряд существенно неодномерных эффектов, например, таких, как опускное движение частиц вблизи стенок камеры [2]. Однако она правильно отражает поведение различных интегральных харак-теристик процесса, определяющих основные режимы работы топок, при небольших затратах машинного времени. Это позволяет использовать ее в качестве основы при разработке специализированного программного обеспечения для систем автоматизированного управления работой котлоагрегатов с технологией ЦКС в режиме реального времени, когда влияние человеческого фактора является достаточно критичным для норамальной эксплуатации оборудования.

Проведено численное моделирование ряда режимов работы топки с ЦКС, на основе которого были получены зависимости кратности циркуляции топлива от размеров частиц свежего топлива и скорости подачи первичного воздуха, исследована динамика “отклика” поступления возвратного топлива, величины кратности циркуляции и мехнедожога на изменение скорости подачи свежего топлива и ряд других параметров, представляющих интерес с практической точки зрения.

 

1. Моделирование горения твердого топлива/ Э.П.Волков, Л.И.Зайчик, В.А.Першуков.- М.: Наука, 1994.- 320с.

2. Рычков А.Д., Саломатов В.В., Грехов В.А. Численное моделирование аэродинамических процессов в котлах с циркулирующим кипящим слоем с учетом горения частиц твердого топлива// Теплофизика и аэромеханика, т. 1, № 3, 1994. - с. 219-223.